Заключение
Организация научного исследования, анализ и обобщение экспериментального материала прямо зависят от мировоззрения. Особенно сильное влияние оказывает мировоззрение на результаты научных изысканий при исследовании работы мозга. Только материалистический монизм лучом истины освещает научной мысли трудный и сложный путь в самое величественное по конструкции, чрезвычайно сложное по строению и удивительно малое по размерам сооружение природы – в мозг человека.
Одна из важнейших функций мозга – приспособление организма к окружающей среде. В этом приспособлении серьезную роль играет рефлекторная деятельность. Материальным субстратом безусловного рефлекса служит рефлекторная дуга. Центральная ветвь этой дуги проходит через разные уровни центральной нервной системы, в том числе и через кору больших полушарий головного мозга. В коре мозга имеется представительство безусловного рефлекса (КПР), которое образуют: клетки, воспринимающие безусловный раздражитель (Б), клетки, обеспечивающие переключение импульсов на эфферентные пути (Э), клетки, получающие информацию о безусловно-рефлекторной реакции эффектора (А), а также некоторые другие корковые клетки (Х) и нервные проводники, принимающие прямое участие в осуществлении безусловного рефлекса. В каждом полушарии имеется свое представительство безусловного рефлекса. Такие одноименные представительства функционально объединены. Клетки Б имеют, как правило, безусловно-рефлекторные связи с несколькими группами эфферентных клеток. Многие безусловные раздражители являются сложными, т.е. обладают более чем одним безусловно-рефлекторным свойством. Каждое из безусловно-рефлекторных свойств раздражителя может вызывать не одну, а несколько реакций. Для того, чтобы под действием безусловно-рефлекторного стимула пришел в активное состояние эффектор, например слюнная железа, необходима подготовка его к переходу в это состояние, а затем поддерживание его на нужном уровне, что также осуществляется по механизму безусловного рефлекса. Все это показывает, что функциональная организация безусловного рефлекса и его коркового представительства отличается большой сложностью. Безусловный рефлекс не есть некий одномоментный акт, он – процесс, последовательно развертывающийся во времени и в пространстве. Однако для облегчения анализа экспериментального материала можно абстрагироваться от подробностей относительно протекания безусловного рефлекса и структуры КПР и условно считать, что КПР=Б+Э+А+Х.
Клетки Б и А тесно связаны функционально с клетками Э, поэтому при их раздражении совместно или порознь можно получать безусловную реакцию. Воздействие на КПР может быть прямым или косвенным. При первом из них внешнее раздражение непосредственно адресуется к КПР, при втором – опосредованно.
Так, безусловный раздражитель прямо адресуется к клеткам Б, а условный оказывается непосредственно связанным с клетками У и только через них с КПР. В результате выработки условного рефлекса восходящая ветвь безусловно-рефлекторной дуги дополняется условно-рефлекторной восходящей ветвью, а центральная ветвь безусловного рефлекса – условно-рефлекторной центральной ветвью.
К косвенному воздействию на КПР относятся также всевозможные воздействия через вторую сигнальную систему. В процессе овладения словом, обозначающим новый для человека предмет, происходит формирование трех коопераций нейронем, одна из которых отражает обозначаемый объект, другая – обозначающее слово, а третья обеспечивает артикулирование последнего. Каждая из этих коопераций образуется путем функционального объединения с помощью временных связей нейронем. Также посредством временных связей объединяются в функциональное целое все три кооперации. Результатом этого является то, что с помощью слова становится возможным воздействие на КПР. Как было показано выше, в некоторых случаях удается вызывать реакцию предъявлением слов-названий условного и безусловного раздражителей. Это простые формы словесного воздействия. Больший эффект обычно дают сложные формы словесного воздействия: информация, инструкция и внушение, особенно производимое при гипнотическом состоянии обследуемого. Эти формы воздействия могут адресоваться к клеткам Б, к клеткам А или одновременно к тем и другим.
Независимо от способа воздействия на КПР соответствующая реакция может появиться лишь в том случае, если применяемый раздражитель сигнализирует или имеет в виду безусловный раздражитель, физиологическая сила которого равна или выше определенного порога. Так, например, для получения стойкого условного рефлекса используемый в качестве подкрепления безусловный раздражитель должен быть по физиологической силе по меньшей мере равным порогу подкрепления. Оповещение о том, что индифферентный раздражитель будет предъявляться в сочетании с безусловным, способно привести к выработке условного рефлекса лишь в случае предварительного ознакомления обследуемого с достаточным по силе безусловным раздражителем. Эффект испытания слов-названий безусловного и условного раздражителей и информации о применении этих раздражителей также серьезно зависит от безусловного подкрепления. Только в случае правильного подбора безусловного раздражителя, подбора его с учетом индивидуальных особенностей обследуемых можно надеяться на положительный результат исследования, предусматривающего получение условных реакций. Успех указанного исследования вместе с тем зависит и от субъективного состояния испытуемого, его отношения к экспериментальной ситуации, предъявляемым раздражителям и т.п.
Словесные раздражители, как было показано, позволяют вмешиваться в рефлекторную деятельность организма и оказывать на нее стимулирующее или тормозящее действие. Посредством их можно изменять протекание безусловных рефлексов, вырабатывать условные рефлексы первого и высоких порядков, образовывать дифференцировки, производить переделку сигнального значения раздражителей и т.д. Возможности влияния с помощью слова на рефлекторную деятельность, самочувствие и поведение человека пока недостаточно изучены, однако есть основания думать, что они огромны и уже в настоящее время их можно значительно шире использовать, чем это имеет место в действительности. Например, большую пользу больному может принести разработка системы целенаправленных словесных воздействий, предусматривающих подготовку его к лечебным мероприятиям – психоподготовку. Одной из ее разновидностей является так называемая психопрофилактика болей при родах. Психоподготовка должна включать в себя особо внимательное отношение врача к больному, информацию в допустимых границах последнего о состоянии его здоровья и о возможных путях улучшения его, сообщение о тех воздействиях, которым он будет подвергнут, и о благотворном влиянии этих воздействий и т.п. Ориентировочное исследование в этом плане дало обнадеживающий результат. Страдания больного можно заметно снизить, если во время проведения неприятного лечебного мероприятия с помощью магнитофона через наушники подвергать его словесному воздействию, например внушению.
Несомненно, большие выгоды могла бы принести и разработка системы специальных словесных воздействий на учащихся с целью подготовки их к восприятию и лучшему запоминанию учебного материала.
Слово может быть использовано и для выработки у человека, особенно у ребенка, психоиммунитета, т.е. отрицательной настройки по отношению к раздражителям, применение которых приводит к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также по отношению к аморальным поступкам.
Вопрос о возможностях и приемах использования в интересах практики целенаправленных словесных воздействий является большим и чрезвычайно важным вопросом. Он, как принято говорить, находится на стыке многих наук: физиологии, психологии, психиатрии, педагогики и некоторых других. Серьезная и проводимая в широком плане его экспериментальная разработка может существенно повысить эффект лечебных и воспитательных мероприятий. Рассматриваемый вопрос столь значителен и широк по объему, что его эпизодическое изучение отдельными представителями разных областей знания не способно дать сколько-нибудь ощутимый в масштабе страны результат.
С его успешным разрешением, как нам думается, может справиться специальная наука, задачей которой должны быть синтез знаний, накопленных клиникой, школой, физиологией, психиатрией, педагогикой и социологией, и использование их для организации целенаправленного изучения различных форм воздействий на человека, вскрытие механизма и изыскание наиболее эффективных форм этих воздействий и внедрение их в практику лечебных и воспитательных учреждений. Эта наука (назовем ее условно психопластикой или психопластикологией) уже стоит у двери жизни и, можно думать, в ближайшее время откроет ее и активно включится в борьбу за человека, за его физическое и нравственное здоровье.*
* Перепечатано см. Г.А.Шичко «Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы», М: Медицина, 222 стр., 1969г. в сокращении.