,

+7 (343) 267-17-17    Екатеринбург

+7 (982) 762-34-36    Екатеринбург

+7 (926) 04-87-261    Москва              

+7 (903) 12-18-304    Москва              

+7 (952) 51-17-911     Челябинск      

+7 (927) 24-82-733    Альметьевск  

+7 (987) 61-32-595    Стерлитамак  

+7 (903) 66-41-210     Рязань            

+7 (910) 50-24-121     Рязань            

Написать нам

Общественная региональная благотворительная организация

"Трезвое поколение Урала"

(ранее Благотворительный Фонд Трезвости Имени Геннадия Шичко)

БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ ОТ ПЬЯНСТВА, КУРЕНИЯ, НАРКОМАНИИ и ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ЗАВИСИМЫХ

Москва - Рязань - Екатеринбург - Челябинск - Стерлитамак - Альметьевск

Мы считаем своим долгом и делом чести помочь каждому человеку в тяжелой для него и его близких ситуации

Девиз фонда: Спешите делать добро!  Если не я, то кто!  Выбрался сам - помоги другому!

Внушаемость и перспективы разработки методики объективного определения ее

Внушаемость – степень адекватной реактивности человека в ответ на действие внушения. Она является одним из важнейших показателей индивидуальных особенностей людей. Внушаемость играет роль в жизни человека, от нее подчас зависит здоровье и будущее личности. Легко внушаемый человек в большей мере поддается внешним воздействиям, чем слабо внушаемый. К этим воздействиям относятся влияния других людей, а также несловесные раздражения, придающие определенный ход мышлению, результатом чего может быть самовнушение.

Внушение, как известно, можно с успехом производить не только при гипнотическом, но и при бодрствующем состоянии человека. Оно позволяет вызывать искаженное восприятие действительности, иллюзии и галлюцинации. Например, нам удавалось хорошо внушаемым людям «демонстрировать» полет дерева, пляску стола, магнитное притягивание рукой листа бумаги и т.п.

Знание внушаемости людей сулит большие практические выгоды. Если врач будет располагать возможностью иметь точные сведения о степени внушаемости своих пациентов, то он сможет научно, с учетом индивидуальных особенностей больного, разрабатывать тактику беседы и терапии, что не только повысит эффективность лечебных мероприятий, но вместе с тем приведет к заметному снижению вероятности возникновения ятрогений. Знание внушаемости учеников способно оказать существенную помощь педагогу, особенно в деле проведения воспитательной работы.

Описано много различных приемов определения внушаемости (В. Рахманов, 1911; А.П. Нечаев, 1900, 1909; П.И. Буль, 1958; Horvai, 1959, и др.). Однако эти приемы в лучшем случае позволяют давать ей ранговую оценку (хорошо внушаем, умеренно внушаем и слабо внушаем). Практика мало заинтересована в таких приемах, которые допускают грубый учет степени внушаемости людей, но она серьезно и остро нуждается в методике, обеспечивающей точный количественный учет рассматриваемого показателя. Попытки найти объективный способ определения степени внушаемости, как сообщалось выше, предпринимались ранее, но они не дали нужного результата. Наша задача состояла в том, чтобы выяснить реальность идеи разработки методики определения внушаемости с точным количественным показателем степени выраженности ее с тем, чтобы в случае получения положительного результата можно было, опираясь на него, приступить к поиску указанной методики.  

Исследование проведено на взрослых практически здоровых людях в состоянии бодрствования и в зависимости от регистрируемых реакций распадается на пять частей.

В первой части исследования предпринимались попытки оказать словесное воздействие на темп сердечных сокращений. Этот темп учитывался с помощью пульсотахометра ПТ-2. Показания ПТ-2 снимались через каждые пять секунд. Предъявлялось внушение следующего содержания: «Когда произнесу слово «Началось!», Ваше сердце начнет реже (чаще) сокращаться, и Вы почувствуете это». Через несколько секунд после осуществления такого словесного воздействия учитывался фон сердечной деятельности, потом произносилось слово «Началось!», а спустя 30 сек, давался сигнал отмены внушения: «Сердце нормально работает».

Несколько больший эффект в сравнении с внушением оказали инструкции, требовавшие воспроизведения заданных представлений. Обследуемым предлагалось представить в одном случае учащение или урежение ритма сердечных сокращений, в другом – быстрый подъем на гору и в третьем – сильное сжатие свободной рукой подлокотника кресла. Выполнение инструкции не только оказывало большее влияние на сердечную деятельность, но нередко вызывало и адекватные ощущения. Например, испытуемой Е.Т. было предложено дважды сильно сжать рукой подлокотник кресла, после чего представить сначала учащенную работу сердца, а затем – сжатие подлокотника. В этих случаях контрольная частота пульса составила 64 толчка, экспериментальная при представлении учащенной работы сердца – 72, при представлении сжатия подлокотника – 76 ударов. Между тем, как показывает табл. 1, у той же обследуемой положительное внушение вызвало неадекватную реакцию. В отчете Е.Т. сообщила: «Когда говорили, что сердце чаще бьется или реже бьется, я ничего не чувствовала. А когда представляла учащенную работу сердца, то мне казалось, что действительно оно начало чаще биться. При сжатии подлокотника сердце как бы выскакивало из груди и часто билось. Когда представляла, что сжимаю подлокотник, то также чувствовала, что сердце как бы выскакивает из груди, - оно чаще билось. Руку я не напрягала, ничего не делала, только представляла учащенное сердцебиение или сжатие подлокотника».