Таблица 1. Влияние отрицательного и положительного внушений на частоту работы сердца
Испытуемые | Исходная частота пульса | Частота пульса после внушения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Сумма | Средне арифметические | ||
Внушение частоты пульса | |||||||||
Е.Т. | 69 | 62 | 62 | 63 | 62 | 64 | 66 | 379 | 63 |
Б.Ч. | 67 | 65 | 63 | 65 | 64 | 63 | 63 | 383 | 64 |
В.С. | 73 | 72 | 69 | 69 | 70 | 68 | 70 | 418 | 70 |
М.К. | 64 | 60 | 61 | 64 | 60 | 61 | 61 | 367 | 61 |
Г.П. | 67 | 65 | 65 | 60 | 68 | 66 | 70 | 394 | 66 |
Л.В. | 67 | 65 | 65 | 66 | 66 | 67 | 67 | 396 | 66 |
Л.К. | 65 | 65 | 60 | 68 | 65 | 65 | 65 | 388 | 65 |
Сумма всех | 472 | 454 | 445 | 445 | 455 | 454 | 462 | 2725 | |
Среднее | 67 | 65 | 64 | 65 | 65 | 65 | 66 | 65 | |
Внушение повышения частоты пульса | |||||||||
Е.Т. | 68 | 66 | 68 | 66 | 69 | 68 | 65 | 402 | 67 |
Б.Ч. | 68 | 67 | 65 | 66 | 68 | 73 | 67 | 406 | 68 |
В.С. | 67 | 69 | 69 | 68 | 70 | 69 | 70 | 415 | 69 |
М.К. | 60 | 64 | 62 | 63 | 63 | 60 | 64 | 376 | 63 |
Г.П. | 62 | 69 | 67 | 70 | 68 | 70 | 71 | 415 | 69 |
Л.В. | 66 | 66 | 68 | 68 | 68 | 68 | 66 | 404 | 67 |
Л.К. | 65 | 70 | 70 | 70 | 72 | 78 | 70 | 430 | 72 |
Сумма всех | 456 | 471 | 469 | 471 | 478 | 486 | 473 | 2848 | |
Среднее | 65 | 67 | 67 | 67 | 68 | 69 | 68 | 68 |
Пояснение. В заголовке таблицы цифрами 1, 2 и т.д. обозначены моменты снятия показаний со шкалы ПТ-2, которым соответствовали 5-я, 10-я, 15-я, 20-я, 25-я и 30-я сек от момента предъявления сигнала «Началось!».
Итак, приведенный экспериментальный материал показывает, что с помощью внушения можно изменять частоту сердечных сокращений как в сторону повышения ее, так и в сторону снижения, что имеются в отношении реагирования на словесное воздействие заметные индивидуальные различия.
Он также говорит о том, что представление измененной деятельности сердца или двигательных реакций оказывает большее влияние на пульс, чем внушение.
Методика проведения второй части исследования существенно не отличается от той, которая была использована при выяснении вопроса о точности показаний обследуемых. Особенность ее состоит в том, что перед предъявлением различных тонов производилось внушение, причем сначала отрицательное, а затем положительное. Первое из них имело следующее содержание: «Вы забываете характеристики тонов, в голове тоны смешиваются. Вы теперь не сможете правильно оценивать их, допустите много ошибок. Однако, несмотря на то, что будете испытывать трудности при выполнении задания, Вы обязаны стремиться давать точную оценку тонам». Положительное внушение имело противоположное содержание: «Вы вспоминаете характеристики тонов, Вы сможете легко и правильно оценивать их, более правильно, чем это делали прежде. Вы вспомнили характеристики тонов и теперь успешно справитесь с заданием».
При использовании отрицательного внушения суммарное число ошибок (51) и их величина (272) превосходили соответствующие показатели, полученные в результате применения положительного внушения (30 и 236). Вместе с тем наблюдались выраженные индивидуальные различия.
Третья часть исследования проведена с помощью телеграфного ключа. Исследование состояло из 10 наблюдений, причем в каждом из них работа производилась сначала правой, затем левой руками. Продолжительность одной пробы равнялась 15 сек, после чего следовала 45-секундная пауза для отдыха. Паузы между отдельными вариантами наблюдения составляли 60 сек. Перед началом исследования испытуемые тренировались в работе на ключе в оптимальном и максимальном темпах. Каждое наблюдение состояло из восьми вариантов, а последние – из трех проб. Первые четыре варианта предусматривали работу правой рукой, вторые четыре – левой. 1-й и 5-й варианты были контрольными, остальные – экспериментальными. Во втором и шестом вариантах давалось отрицательное, а в третьем и седьмом – положительное внушения, а в четвертом и восьмом внушалась норма. Внушение предъявлялось однократно, но перед каждой пробой. Применялись следующие внушения: 1) «Теперь, когда будете работать на ключе, Вы почувствуете тяжесть, напряжение, скованность и неловкость в руке, нажимать будет трудно, рука сильно устанет, ключ покажется тяжелым» (отрицательное внушение); 2) «Теперь Вы будете чувствовать легкость, силу и подвижность в руке, сможете свободно работать на ключе, усталости почти не будет, ключ покажется легким» (положительное внушение).
Первые два наблюдения проведены при работе на ключе с соблюдением оптимального темпа, причем в одном из них внушалась затрудненная и облегченная, в другом – замедленная и ускоренная работа. В остальных восьми наблюдениях учитывался максимальный темп двигательной реакции. В этих наблюдениях выявлялось влияние на указанный темп работы: 1) внушения при обычной экспериментальной обстановке; 2) самовнушения; 3) внушения, осуществляемого во время работы на ключе; 4) внушения с одновременной фиксацией глаз обследуемого; 5) внушения, сопровождаемого пассами, направленными на руку испытуемого; 6) внушения при закрытых глазах обследуемого; 7) внушения при его нахождении в темной камере и 8) внушения с последующей работой на ключе в течение 30, а не 15 сек, как в других наблюдениях.
Обычной экспериментальной обстановкой названа такая, при которой обследуемый сидел в освещенной комнате с открытыми глазами и подвергался воздействию только внушений. В случае самовнушений обследуемый перед работой на ключе по словесному сигналу экспериментатора обязан был про себя произносить одну из следующих фраз: 1) «Мне будет тяжело работать на ключе, рука быстро устанет»; 2) «Мне будет легко работать на ключе, рука не устанет» и 3) «Я буду нормально чувствовать себя – так, как в начале опыта». Внушение с фиксацией глаз производилось следующим образом: обследуемый и экспериментатор смотрели друг другу в глаза, и в это же время производилось словесное воздействие. В исследовании участвовали 13 человек.
В первых двух наблюдениях, в которых учитывался оптимальный темп работы на ключе, изменения были незначительными и незакономерными. Анализ материала позволяет считать, что оптимальный темп работы на ключе нельзя использовать для определения внушаемости. Несравненно лучший результат получен при изучении изменения максимального темпа работы. Эти изменения хотя и были незначительными, но зато имели закономерный характер. Неадекватные реакции наблюдались редко. Если же взять средние арифметические показатели, то при этом отчетливо выступает такая закономерность: отрицательное внушение снижало величину двигательной реакции, положительное – повышало ее, нейтральное – снова снижало (табл. 2).
Сравнение результатов, полученных при работе правой и левой руками, показывает, что в первом случае сдвиги выражены больше, в связи с этим для определения внушаемости можно учитывать только показания правой руки. Анализ материала 3-10 наблюдений говорит о том, что наибольший эффект дали внушения в последнем из них, наименьший – в первом.
По выраженности реакций на внушения обнаружены заметные различия между обследуемыми.
Наибольшая разница между отклонениями, имевшими место при положительном и отрицательном внушениях, в случае работы правой рукой в течение 30 сек, равнялась 26 (О.Я.), наименьшая – 4 (Л.В.). Этот показатель может служить количественной характеристикой степени внушаемости человека.