Таблица 2. Влияние внушений на максимальный темп работы на телеграфном ключе
№ наблюдений | Особенности Предъявления внушений |
Работа правой рукой | Работа левой рукой | ||||||
Без внушений | При внушении | Без внушений | При внушении | ||||||
Тяжести | Легкости | Нормы | Тяжести | Легкости | Нормы | ||||
Число движений руки | |||||||||
3 | Внушение в обыч-ной эксперимен-тальной обстановке | 105 | 101 | 107 | 105 | 92 | 90 | 94 | 92 |
4 | Самовнушение……. | 107 | 102 | 110 | 109 | 98 | 93 | 99 | 95 |
5 | Внушение во время работы на ключе…. | 107 | 102 | 109 | 107 | 99 | 93 | 99 | 96 |
6 | Внушение сопро-вождалось фикса-цией глаз обследу-емого……………….. | 108 | 100 | 112 | 108 | 92 | 86 | 93 | 96 |
7 | Внушение сопрово-ждалось пассами….. | 109 | 101 | 112 | 109 | 97 | 90 | 97 | 95 |
8 | Внушение предъяв-лялось при закры-тых глазах обследу-емого……………….. | 106 | 104 | 112 | 110 | 97 | 94 | 97 | 94 |
9 | Внушение во время пребывания обсле-дуемого в темной камере……………… | 109 | 108 | 115 | 112 | 98 | 94 | 99 | 94 |
10 | Внушение при рабо-те на ключе в тече-ние 30 сек………….. | 203 | 197 | 213 | 207 | 183 | 174 | 185 | 181 |
Сумма всех | 954 | 915 | 990 | 967 | 856 | 814 | 863 | 837 | |
Среднее | 119 | 114 | 124 | 121 | 107 | 102 | 108 | 105 |
Положительное и отрицательное внушения обычно у обследуемых вызывали адекватные субъективные реакции. Иногда реализация внушений была столь значительна, что испытуемые свои переживания относили на счет какого-то особого прибора. Так, О.Я. в конце третьего наблюдения заявила: «Когда говорили о трудности нажатия на ключ и напряжении в руке, то было значительно труднее нажимать, появилось напряжение в плече и предплечье и даже под мышкой стало болеть. После слов о легкости было легко нажимать на ключ, и боль под мышкой прошла. Вы что-то такое делаете, чем-то влияете на меня. Только я не пойму, чем. Кажется, я никакими проводами не связана с Вами. Вы что-то такое делаете. У Вас есть специальный прибор, действующий на мозг. Покажите мне этот прибор. Куда Вы спрятали его?» (испытуемая заглядывает под стол, осматривает комнату). Примерно таким же был отчет испытуемой Е.Т.: «Когда говорили об усталости, рука действительно уставала, она как бы переставала подчиняться мне, было тяжело нажимать на ключ. Как-то странно получается! Как вы говорите, так и бывает. («Это мои слова на Вас так действуют», - заметил экспериментатор). Нет, слова ваши на меня не действуют, это Вы током на меня действуете, а слова никакого отношения к этому не имеют». Не всегда имелось соответствие между объективными и субъективными реакциями. Например, испытуемая Г.П. в случае использования отрицательного внушения дала на 4 единицы больший результат в сравнении с контролем, а субъективные переживания были отрицательными: «На слова об усталости правой руки чувствовала усталость в руке и скованность…». У одной испытуемой (В.Г.) субъективные реакции были слабо выражены или вовсе отсутствовали.
Третья часть исследования позволила получить более четкий материал в сравнении с материалом первых двух частей. Рассмотренная методика может быть использована для определения внушаемости, однако она обладает некоторыми существенными недостатками, поэтому ее нельзя считать удовлетворительной. Один из них состоит в том, что индивидуальные различия сравнительно небольшие. Между тем с величиной этих различий тесно связана точность и ценность методики для определения внушаемости. Учитывая это, в четвертой и пятой частях исследования были использованы более тонкие приборы – миллисекундомер и сантисекундомер.
Четвертая часть исследования позволила получить более значительные индивидуальные и общие различия в сравнении с рассмотренными выше. Например, отклонения от контрольной средней арифметической величины скрытого периода при внушении трудности и легкости соответственно равнялись +20 и –10 мсек. Наибольшие индивидуальные отклонения отмечены у испытуемой М.К., они составили +36 и –25 мсек.
Исследование проведено в разных вариантах, однако от специального рассмотрения их воздержимся, поскольку в связи с конструктивными недостатками ЭМС-54 не все они заслуживают доверия.
Последняя часть исследования представляет наибольший интерес. Сначала в разных вариантах с участием прежних обследуемых (12 человек) были проведены ориентировочные наблюдения, которые позволили разработать широкую программу исследования. Установлены следующие факты: 1) сантисекундомер позволяет более тонко и точно выявлять внушаемость людей, чем пульсотахометр, телеграфный ключ и ЭМС-54; 2) старая форма внушения, направленная на изменение состояния руки, не совсем пригодна к использованию при работе на сантисекундомере; 3) величины внушенных отклонений от контрольных данных резко возрастают при исключении визуального наблюдения за движением стрелок прибора и 4) эти отклонения становятся еще более значительными в случае, когда обследуемый вызывал заданные ему представления.
Исследование начиналось предъявлением испытуемому инструкции: «Ваша задача будет состоять в том, чтобы точно устанавливать стрелки сантисекундомера на заданные деления. По моему словесному сигналу «Нажать!» Вы должны большим пальцем правой руки нажать на кнопку и затем освободить ее, но с таким расчетом, чтобы стрелки заняли на циферблатах заданное положение. Во всех случаях, независимо от того, что я буду говорить, и что придется Вам воображать по моему заданию, Вы обязаны стрелки ставить точно на нужные деления. Следите за своим психическим состоянием и самочувствием, потому что Вам придется описывать наблюдение и связанные с ним свои переживания. Эти сведения должны быть правильными. Если окажется, что по каким-либо причинам Вы явно допустили ошибку при установке стрелок, следует сразу же об этом сообщить. Кнопку всегда нужно держать так…» (производится демонстрация).
Использовалась грушеобразная электрическая кнопка. При проведении наблюдений с визуальным контролем обследуемый сидел перед сантисекундомером, в остальных случаях – в трех метрах от него и повернувшись к нему спиной.
Наблюдение начиналось с тренировки обследуемого по установке стрелок на заданное деление, а затем проводился контрольный вариант исследования (норма). Как при тренировке, так и при выявлении контрольных данных испытуемый визуально следил за вращением стрелок прибора. Если в дальнейшем предстояло работать «вслепую», то обследуемый немного тренировался, а затем отходил в сторону и садился спиной к прибору. После этого также производились тренировка и контрольные замеры реакции. Далее следовали такие варианты: 1) представление процесса точной установки стрелок на заданные деления; 2) внушение; 3) представление по заданию экспериментатора; 4) внушение с параллельным представлением его содержания; 5) внушение с запретом воспроизводить представления; 6) внушение нормы и 7) норма без каких=либо воздействий. Последний вариант наблюдения был дополнительно введен по ходу уже начатого исследования, в связи с этим, чтобы не увеличивать продолжительность опыта, вариант с представлением точной установки стрелок был исключен.
В исследовании участвовало 10 человек, из них над 5-ю проведены наблюдения по полной программе, над остальными – по сокращенной.
В первых четырех опытах стояла задача выбрать подходящее задание по продолжительности сжатия кнопки. Вместе с тем выяснялся вопрос о влиянии представлений на точность решения обследуемыми поставленной задачи. Перед началом каждого из рассматриваемых наблюдений давалась следующая инструкция: «Вы обязаны точно устанавливать стрелки на указываемые мною деления. Когда получите словесный сигнал «представляйте», Вы должны представить в уме циферблат сантисекундомера, нажатие большим пальцем на кнопку и вращение стрелок, причем с той скоростью, с какой они на самом деле вращаются. Как только в Вашем воображении стрелки приблизятся к заданным делениям, нужно представить, что большой палец освободил кнопку, и стрелки точно заняли нужное положение на шкалах прибора». Экспериментальные данные позволили думать, что целесообразно давать задание на установку стрелок на 150 сантисекунд. Во всех следующих наблюдениях обследуемые получали именно такое задание. При наблюдении за работой прибора предварительное представление процесса точного выполнения задания обеспечивает несколько лучшие показатели в сравнении с контрольными вариантами наблюдений. При работе «вслепую» то же представление оказывало отрицательное действие.
Когда в Вашем воображении стрелки окажутся в районе делений 170, нужно представить, что палец освобождает кнопку, и стрелки останавливаются. После выполнения этой задачи через 1-2 сек следует действительно нажать на кнопку, а затем освободить ее, причем с таким расчетом, чтобы стрелки точно стали на 150». Перед началом варианта наблюдения с внушением и параллельным представлением его содержания предъявлялась несколько иная инструкция: «Параллельно с моим внушением Вы должны представлять то, о чем в нем будет говориться. Например, я буду говорить: «Время покажется медленно идущим…», а Вы, услышав это, должны представить медленно вращающиеся стрелки прибора и т.д.». Перед очередным вариантом наблюдения давалась новая инструкция: «Старайтесь безразлично относиться к моим заявлениям, не вникайте в их содержание, ничего не нужно представлять. Стрелки, как всегда, должны ставить точно на 150 сантисекунд». Содержание внушения было прежним. Следующему варианту опыта предшествовала такая инструкция: «Задача обычная – точно поставить стрелки сантисекундомера на 150. Внимательно слушайте меня и старайтесь вникать в смысл моих слов». В последнем варианте предъявлялось новое внушение: «Будете чувствовать себя нормально, как в начале опыта. Время покажется нормально идущим, палец своевременно освободит кнопку».
В одном из рассматриваемых наблюдений проводилась под контролем зрения, в остальных – без такого контроля. Приведем средние арифметические данные этого наблюдения, соответствующие первым семи вариантам: 151, 152, 153, 159, 165, 152 и 151. Экспериментальный материал показывает, что даже при визуальном контроле за движением стрелок прибора внушение, представление и внушение с представлением оказали адекватное влияние на реакции испытуемых (153, 159 и 165 сантисекунд). Это влияние было несравненно большим в случае работы «вслепую» (табл. 3). Если обратить внимание на суммарные данные, то нетрудно заметить, что внушение в сочетании с представлением вызвало наибольший эффект, а внушение с запретом вникать в его содержание оказало более слабое действие в сравнении с тем же внушением, но без указанного запрета. Для сравнения результатов разных наблюдений подсчитаем сумму из величин, указанных в 5, 6 и 7 столбцах табл. 3, и разделим ее на соответствующие контрольные показания, приведенные в 4-м столбце. Вот эти данные для каждого из семи наблюдений:
Материал показывает, что наиболее эффективным оказалось седьмое наблюдение, наименее эффективным – шестое.
Сравнительно высокие показатели получены в третьем наблюдении. Это особенно важно в связи с тем, что с точки зрения методической рассматриваемое наблюдение самое простое. При его проведении перед каждым очередным вариантом после словесного воздействия сообщалось о том, что оно будет действовать до конца данного варианта.